13.00.04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры (педагогические и психологические науки)
Шифр и паспорт специальности
13.00.04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры (педагогические и психологические науки)
				
	
		Паспорт
Формула специальности
Специальность 13.00.04 – «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» определяет методологию физической культуры, основные направления фундаментальных и прикладных исследований по научному обоснованию её содержания и методики, нормативной основы, специфики управления и особенностей организации. Результаты этих исследований позволят расширить базовую основу физического воспитания, спорта, оздоровительной и адаптивной физической культуры, усилить её профессионально-прикладную направленность.
Области исследований:
-    Фундаментальные проблемы общей теории физической культуры. 
    - 
    1.1. Общие закономерности развития, функционирования и 
    совершенствования системы физической культуры: - пути усиления значимости физической культуры в современном обществе;
- научное обоснование структуры и содержания базовых компонентов системы физической культуры;
- физическая культура как часть общей культуры;
- физическая культура как социальное явление;
- историко-логические и теоретические исследования эволюции научных знаний в области физической культуры;
- прогнозирование развития системы физической культуры в государстве и международном сообществе;
- дидактические проблемы физической культуры;
- факторы, условия и закономерности направленного физического развития и совершенствования людей, входящих в различные социально-демографические и нозологические группы.
 - менеджмент в системе физической культуры;
- маркетинг в системе физической культуры;
- управление физкультурным движением;
- управление физкультурной организацией;
- управление физической культурой в государстве, регионе, республике, городе, области, районе, отдельном населенном пункте.
 - средства и методы развития и совершенствования, корригирования и поддержания силовых, скоростных и координационных способностей (качеств), гибкости, общей аэробной и специфической выносливости;
- закономерности формирования двигательных навыков и умений;
- содержание и методика формирования простых и сложных двигательных навыков и умений;
- взаимосвязь и интерференция, взаимодействие и взаимовлияние двигательных (физических) способностей (качеств) и двигательных навыков;
- общие и специфические закономерности переноса в формировании двигательных навыков и развитии двигательных (физических) способностей (качеств);
- динамика развития двигательных (физических) способностей (качеств);
- закономерности развития и совершенствования двигательных (физических) способностей (качеств), простых и сложных двигательных навыков в онтогенезе;
- сенситивные периоды в развитии двигательных (физических) способностей (качеств) и двигательных навыков.
 
 
- 
    1.1. Общие закономерности развития, функционирования и 
    совершенствования системы физической культуры: 
-  Теория и методика физического воспитания. 
  - 2.1. Теоретико-методологические и историко-логические проблемы 
    физического воспитания: 
    - дидактические проблемы базового физического воспитания;
- психолого-педагогические технологии в системе физического воспитания;
- методологические аспекты формирования нормативной основы физического воспитания;
- управление системой физического воспитания.
 - направленность, содержание и методика физического воспитания в системе дошкольного, среднего, средне-специального и высшего образования;
- особенности развития, функционирования и совершенствования двигательных (физических) способностей (качеств), формирование двигательных навыков и умений в системе дошкольного воспитания, среднего, средне-специального и высшего профессионального образования;
- оптимизация профессиональной деятельности специалиста физической культуры в дошкольных, средних, средне-специальных и высших учебных заведениях;
- физическое воспитание как средство становления личности.
 
 
- 2.1. Теоретико-методологические и историко-логические проблемы 
    физического воспитания: 
    
-  Теория и методика спорта. 
  - 
    3.1. Спорт как социальное явление: 
    - социальные, воспитательные и педагогические функции спорта;
- историко-логические тенденции эволюции и преобразования научных знаний в области спорта;
- международное олимпийское движение (закономерностей развития, функционирования и управления);
- история развития отдельного вида спорта.
 -  3.2.1. Методологические концепты построения общей теории подготовки 
    спортсменов и ее реализация на практике: 
     - методологические аспекты построения теории подготовки спортсменов;
- научные направления совершенствования системы подготовки спортсменов.
 - стратегия и тактика соревновательной деятельности;
- структура соревновательной деятельности;
- управление соревновательной деятельностью;
- соревновательная деятельность спортсменов военнослужащих.
 - адаптация в спорте и закономерности её формирования у спортсменов;
- адаптация основных функциональных систем организма к специфическим нагрузкам отдельных видов спорта;
- энергообеспечение двигательной деятельности в спортивной тренировке;
- нагрузки в спорте и их влияние на организм спортсменов;
- утомление и восстановление в системе подготовки спортсменов;
- формирование долговременных адаптационных реакций в многолетней и годичной подготовке;
- основы управления произвольными движениями;
- средства, методы и принципы спортивной подготовки.
 - техническая подготовленность и техническая подготовка спортсменов;
- тактическая подготовленность и тактическая подготовка спортсменов;
- психологическая подготовка и психологическая подготовленность спортсменов.
 - скоростные способности, методика их развития и совершенствования;
- силовые способности и силовая подготовка;
- координационные способности, методика их развития и совершенствования;
- гибкость, методика ее развития и совершенствования;
- выносливость, методика ее развития и совершенствования.
 - структура, содержание и направленность многолетнего процесса подготовки спортсменов;
- структура, содержание и направленность подготовки спортсменов в годичном цикле тренировочного процесса.
 - построение программ микроциклов;
- построение программ мезоциклов.
 - отбор и ориентация спортсменов в системе многолетней подготовки;
- управление в системе подготовки спортсменов;
- контроль в спортивной тренировке.
 - моделирование в спорте;
- прогнозирование в спорте.
 - среднегорье, высокогорье и искусственная гипоксия в системе подготовки спортсменов;
- спортивная подготовка и соревнования в условиях высоких и низких температур;
- десинхронизация и ресинхронизация циркадных ритмов у спортсменов;
- психолого-педагогические аспекты профилактики спортивного травматизма.
 - средства восстановления работоспособности спортсменов после напряженной соревновательной деятельности;
- тренажеры в системе спортивной тренировки;
- деятельность по борьбе с распространением допинга в спорте.
 
 - методология юношеского спорта;
- научные и методические основы управления процессом подготовки юных спортсменов;
- программирование тренировочного процесса юных спортсменов;
- содержание, методика и направленность тренировочного процесса юных спортсменов в отдельном виде спорта;
- теоретические и прикладные аспекты построения учебного и тренировочного процесса в училищах олимпийского резерва и общеобразовательных школах-интернатах спортивного профиля.
 - содержание, методы и организация массового спорта;
- управление системой массового спорта;
- факторы, принципы и пути усиления действенности массового спорта в обществе.
 - методология военного спорта;
- управление системой подготовки спортсменов военнослужащих;
- теоретические и прикладные аспекты построения процесса спортивной подготовки в силовых ведомствах.
 
 
- 
    3.1. Спорт как социальное явление: 
    
-  Теория и методика профессионально-прикладной физической культуры и 
    физической подготовки военнослужащих. - 
    4.1. Общие закономерности развития, функционирования и 
    совершенствования системы профессионально-прикладной физической 
    культуры и физической подготовки военнослужащих: - средства и методы профессионально-прикладной физической культуры и физической подготовки для повышения устойчивости организма человека к неблагоприятным и отрицательным факторам профессиональной деятельности;
- педагогические технологии в системе профессионально-прикладной физической культуры и физической подготовке военнослужащих;
- история развития и становления профессионально-прикладной физической культуры и физической подготовки военнослужащих.
 - средства и методы развития, функционирования и совершенствования профессионально важных физических качеств и формирования прикладных двигательных навыков представителей различных, в том числе и воинских профессий;
- взаимосвязь общефизических и профессионально-важных физических качеств;
- перенос специальной физической тренированности;
- этапность и периодизация развития, функционирования и совершенствования профессионально важных физических качеств и прикладных двигательных навыков;
- периодизация профессионально-прикладной физической культуры и физической подготовки военнослужащих;
- управление процессом профессионально-прикладной физической культуры и физической подготовки военнослужащих.
 
 
- 
    4.1. Общие закономерности развития, функционирования и 
    совершенствования системы профессионально-прикладной физической 
    культуры и физической подготовки военнослужащих: 
-  Теория и методика оздоровительной физической культуры. - 
    5.1. Методология оздоровительной физической культуры: - дидактические основы оздоровительной физической культуры;
- организационно-методические основы оздоровительной физической культуры;
- управление системой оздоровительной физической культуры;
- системные механизмы обеспечения различных слоев населения и возрастных групп оптимальными двигательными режимами в оздоровительных целях.
 - средства, формы и методы оздоровительной физической культуры;
- содержание и методика оздоровительной физической культуры различных слоев населения и возрастных групп;
- оздоровительная физическая культура в профилактике различных заболеваний.
 - содержание и направленность физкультурно-оздоровительных технологий;
- системные механизмы конструирования физкультурно-оздоровительных технологий.
 
 
- 
    5.1. Методология оздоровительной физической культуры: 
-  Теория и методика адаптивной физической культуры. 
    - 6.1. Теоретико-методологические и методические проблемы адаптивной 
    физической культуры: - цель, задачи, принципы и функции адаптивной физической культуры;
- средства, методы и организационные формы адаптивной физической культуры;
- программно-нормативные основы адаптивной физической культуры;
- национально-этнические и религиозные особенности адаптивной физической культуры.
 
 
- 6.1. Теоретико-методологические и методические проблемы адаптивной 
    физической культуры: 
-  Психология физической культуры. 
  - 7.1. Психологические закономерности физического воспитания молодежи.
- 7.2. Психология личности и деятельность учителя физической культуры.
- 7.3. Психологические аспекты ориентации и отбора в различные виды спорта.
- 7.4. Психология детского и юношеского спорта.
- 7.5. Психологические закономерности психического и физического совершенствования в процессе занятий массовым спортом (мотивация, формирование навыков, развитие физических, психических и нравственных качеств).
- 7.6. Психология соревнования в спорте высших достижений.
- 7.7. Психология личности и деятельности тренера.
- 7.8. Социально-психологические аспекты физической культуры.