Научно-консультативный совет
Российской академии образования   и
Российского психологического общества
Научные специальности

13.00.04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры (педагогические и психологические науки)

Шифр и паспорт специальности

13.00.04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры (педагогические и психологические науки)

Паспорт

Формула специальности

Специальность 13.00.04 – «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» определяет методологию физической культуры, основные направления фундаментальных и прикладных исследований по научному обоснованию её содержания и методики, нормативной основы, специфики управления и особенностей организации. Результаты этих исследований позволят расширить базовую основу физического воспитания, спорта, оздоровительной и адаптивной физической культуры, усилить её профессионально-прикладную направленность.

Области исследований:

  1. Фундаментальные проблемы общей теории физической культуры.
    • 1.1. Общие закономерности развития, функционирования и совершенствования системы физической культуры:
      • пути усиления значимости физической культуры в современном обществе;
      • научное обоснование структуры и содержания базовых компонентов системы физической культуры;
      • физическая культура как часть общей культуры;
      • физическая культура как социальное явление;
      • историко-логические и теоретические исследования эволюции научных знаний в области физической культуры;
      • прогнозирование развития системы физической культуры в государстве и международном сообществе;
      • дидактические проблемы физической культуры;
      • факторы, условия и закономерности направленного физического развития и совершенствования людей, входящих в различные социально-демографические и нозологические группы.
      1.2. Управление в системе физической культуры:
      • менеджмент в системе физической культуры;
      • маркетинг в системе физической культуры;
      • управление физкультурным движением;
      • управление физкультурной организацией;
      • управление физической культурой в государстве, регионе, республике, городе, области, районе, отдельном населенном пункте.
      1.3. Общие закономерности развития, функционирования и совершенствования двигательных (физических) способностей (качеств):
      • средства и методы развития и совершенствования, корригирования и поддержания силовых, скоростных и координационных способностей (качеств), гибкости, общей аэробной и специфической выносливости;
      • закономерности формирования двигательных навыков и умений;
      • содержание и методика формирования простых и сложных двигательных навыков и умений;
      • взаимосвязь и интерференция, взаимодействие и взаимовлияние двигательных (физических) способностей (качеств) и двигательных навыков;
      • общие и специфические закономерности переноса в формировании двигательных навыков и развитии двигательных (физических) способностей (качеств);
      • динамика развития двигательных (физических) способностей (качеств);
      • закономерности развития и совершенствования двигательных (физических) способностей (качеств), простых и сложных двигательных навыков в онтогенезе;
      • сенситивные периоды в развитии двигательных (физических) способностей (качеств) и двигательных навыков.
      1.4. Средства и методы физической культуры в целях профилактики вредных привычек, укрепления здоровья, закаливания организма, повышения устойчивости человека к неблагоприятным факторам природной среды и экстремальным условиям жизнедеятельности. 1.5. Нормативная база физической культуры.
  2. Теория и методика физического воспитания.
    • 2.1. Теоретико-методологические и историко-логические проблемы физического воспитания:
      • дидактические проблемы базового физического воспитания;
      • психолого-педагогические технологии в системе физического воспитания;
      • методологические аспекты формирования нормативной основы физического воспитания;
      • управление системой физического воспитания.
      2.2. Физическое воспитание в системе дошкольного, среднего, средне-специального и высшего образования:
      • направленность, содержание и методика физического воспитания в системе дошкольного, среднего, средне-специального и высшего образования;
      • особенности развития, функционирования и совершенствования двигательных (физических) способностей (качеств), формирование двигательных навыков и умений в системе дошкольного воспитания, среднего, средне-специального и высшего профессионального образования;
      • оптимизация профессиональной деятельности специалиста физической культуры в дошкольных, средних, средне-специальных и высших учебных заведениях;
      • физическое воспитание как средство становления личности.
  3. Теория и методика спорта.
    • 3.1. Спорт как социальное явление:
      • социальные, воспитательные и педагогические функции спорта;
      • историко-логические тенденции эволюции и преобразования научных знаний в области спорта;
      • международное олимпийское движение (закономерностей развития, функционирования и управления);
      • история развития отдельного вида спорта.
      3.2. Система подготовки спортсменов.
      • 3.2.1. Методологические концепты построения общей теории подготовки спортсменов и ее реализация на практике:
        • методологические аспекты построения теории подготовки спортсменов;
        • научные направления совершенствования системы подготовки спортсменов.
        3.2.2. Соревновательная деятельность в спорте:
        • стратегия и тактика соревновательной деятельности;
        • структура соревновательной деятельности;
        • управление соревновательной деятельностью;
        • соревновательная деятельность спортсменов военнослужащих.
        3.2.3. Общие основы подготовки спортсменов:
        • адаптация в спорте и закономерности её формирования у спортсменов;
        • адаптация основных функциональных систем организма к специфическим нагрузкам отдельных видов спорта;
        • энергообеспечение двигательной деятельности в спортивной тренировке;
        • нагрузки в спорте и их влияние на организм спортсменов;
        • утомление и восстановление в системе подготовки спортсменов;
        • формирование долговременных адаптационных реакций в многолетней и годичной подготовке;
        • основы управления произвольными движениями;
        • средства, методы и принципы спортивной подготовки.
        3.2.4. Технико-тактическая и психологическая подготовка спортсменов:
        • техническая подготовленность и техническая подготовка спортсменов;
        • тактическая подготовленность и тактическая подготовка спортсменов;
        • психологическая подготовка и психологическая подготовленность спортсменов.
        3.2.5. Двигательные (физические) способности (качества) и физическая подготовка спортсменов.
        • скоростные способности, методика их развития и совершенствования;
        • силовые способности и силовая подготовка;
        • координационные способности, методика их развития и совершенствования;
        • гибкость, методика ее развития и совершенствования;
        • выносливость, методика ее развития и совершенствования.
        3.2.6. Макроструктура процесса подготовки спортсменов:
        • структура, содержание и направленность многолетнего процесса подготовки спортсменов;
        • структура, содержание и направленность подготовки спортсменов в годичном цикле тренировочного процесса.
        3.2.7. Микро - и мезоструктура процесса подготовки спортсменов:
        • построение программ микроциклов;
        • построение программ мезоциклов.
        3.2.8. Отбор, ориентация, управление и контроль в системе подготовки спортсменов:
        • отбор и ориентация спортсменов в системе многолетней подготовки;
        • управление в системе подготовки спортсменов;
        • контроль в спортивной тренировке.
        3.2.9. Моделирование и прогнозирование в системе подготовки спортсменов:
        • моделирование в спорте;
        • прогнозирование в спорте.
        3.2.10. Экстремальные условия в системе подготовки и соревновательной деятельности спортсменов:
        • среднегорье, высокогорье и искусственная гипоксия в системе подготовки спортсменов;
        • спортивная подготовка и соревнования в условиях высоких и низких температур;
        • десинхронизация и ресинхронизация циркадных ритмов у спортсменов;
        • психолого-педагогические аспекты профилактики спортивного травматизма.
        3.2.11. Внетренировочные и внесоревновательные факторы в системе подготовки и соревновательной деятельности спортсменов:
        • средства восстановления работоспособности спортсменов после напряженной соревновательной деятельности;
        • тренажеры в системе спортивной тренировки;
        • деятельность по борьбе с распространением допинга в спорте.
      3.3. Система подготовки юных спортсменов:
      • методология юношеского спорта;
      • научные и методические основы управления процессом подготовки юных спортсменов;
      • программирование тренировочного процесса юных спортсменов;
      • содержание, методика и направленность тренировочного процесса юных спортсменов в отдельном виде спорта;
      • теоретические и прикладные аспекты построения учебного и тренировочного процесса в училищах олимпийского резерва и общеобразовательных школах-интернатах спортивного профиля.
      3.4. Теория и организация массового спорта:
      • содержание, методы и организация массового спорта;
      • управление системой массового спорта;
      • факторы, принципы и пути усиления действенности массового спорта в обществе.
      3.5. Система подготовки спортсменов военнослужащих:
      • методология военного спорта;
      • управление системой подготовки спортсменов военнослужащих;
      • теоретические и прикладные аспекты построения процесса спортивной подготовки в силовых ведомствах.
  4. Теория и методика профессионально-прикладной физической культуры и физической подготовки военнослужащих.
    • 4.1. Общие закономерности развития, функционирования и совершенствования системы профессионально-прикладной физической культуры и физической подготовки военнослужащих:
      • средства и методы профессионально-прикладной физической культуры и физической подготовки для повышения устойчивости организма человека к неблагоприятным и отрицательным факторам профессиональной деятельности;
      • педагогические технологии в системе профессионально-прикладной физической культуры и физической подготовке военнослужащих;
      • история развития и становления профессионально-прикладной физической культуры и физической подготовки военнослужащих.
      4.2. Содержательная и нормативная основа системы профессионально прикладной физической культуры и физической подготовки военнослужащих:
      • средства и методы развития, функционирования и совершенствования профессионально важных физических качеств и формирования прикладных двигательных навыков представителей различных, в том числе и воинских профессий;
      • взаимосвязь общефизических и профессионально-важных физических качеств;
      • перенос специальной физической тренированности;
      • этапность и периодизация развития, функционирования и совершенствования профессионально важных физических качеств и прикладных двигательных навыков;
      • периодизация профессионально-прикладной физической культуры и физической подготовки военнослужащих;
      • управление процессом профессионально-прикладной физической культуры и физической подготовки военнослужащих.
  5. Теория и методика оздоровительной физической культуры.
    • 5.1. Методология оздоровительной физической культуры:
      • дидактические основы оздоровительной физической культуры;
      • организационно-методические основы оздоровительной физической культуры;
      • управление системой оздоровительной физической культуры;
      • системные механизмы обеспечения различных слоев населения и возрастных групп оптимальными двигательными режимами в оздоровительных целях.
      5.2. Оздоровительная физическая культура в процессе жизнедеятельности человека:
      • средства, формы и методы оздоровительной физической культуры;
      • содержание и методика оздоровительной физической культуры различных слоев населения и возрастных групп;
      • оздоровительная физическая культура в профилактике различных заболеваний.
      5.3. Физкультурно-оздоровительные технологии:
      • содержание и направленность физкультурно-оздоровительных технологий;
      • системные механизмы конструирования физкультурно-оздоровительных технологий.
  6. Теория и методика адаптивной физической культуры.
    • 6.1. Теоретико-методологические и методические проблемы адаптивной физической культуры:
      • цель, задачи, принципы и функции адаптивной физической культуры;
      • средства, методы и организационные формы адаптивной физической культуры;
      • программно-нормативные основы адаптивной физической культуры;
      • национально-этнические и религиозные особенности адаптивной физической культуры.
      6.2. Проблемы физического образования и воспитания инвалидов и лиц с отклонением состояния здоровья всех социально-демографических и нозологических групп. 6.3. Виды адаптивного спорта, входящие в программы Олимпийских игр, игр специальной олимпиады и Всемирных игр глухих («тихих игр»), а также научное обоснование содержания и направленности новых видов спорта инвалидов. 6.4. Двигательная реакция, интегрированные программы, объединяющие определенный вид адаптивной физической культуры с искусством и творческой деятельностью инвалидов и лиц с отклонением состояния здоровья всех социально-демографических и нозологических групп. 6.5. Адаптивная физическая реабилитация, восстановление и совершенствование физического, психологического и социального здоровья инвалидов.
  7. Психология физической культуры.
    • 7.1. Психологические закономерности физического воспитания молодежи.
    • 7.2. Психология личности и деятельность учителя физической культуры.
    • 7.3. Психологические аспекты ориентации и отбора в различные виды спорта.
    • 7.4. Психология детского и юношеского спорта.
    • 7.5. Психологические закономерности психического и физического совершенствования в процессе занятий массовым спортом (мотивация, формирование навыков, развитие физических, психических и нравственных качеств).
    • 7.6. Психология соревнования в спорте высших достижений.
    • 7.7. Психология личности и деятельности тренера.
    • 7.8. Социально-психологические аспекты физической культуры.