Научно-консультативный совет
Российской академии образования   и
Российского психологического общества
Научные специальности

19.00.03 - Психология труда, инженерная психология, эргономика (психологические науки)

Шифр и паспорт специальности

19.00.03 - Психология труда, инженерная психология, эргономика (психологические науки)

Паспорт

Формула специальности:

Содержанием специальности 19.00.03 – «Психология труда, инженерная психология, эргономика» в области психологических наук является исследование и разработка (проектирование, развитие, оптимизация) системы «человек (или группа людей) – средство труда (физическое или информационное) – предмет труда (воздействия, управления или пользования) – среда (физическая, информационная, социальная)» и процесса деятельности человека как субъекта – ведущего компонента системы, в различных условиях: внутренних (уровень интенсивности, экстенсивности и экстремальности деятельности) и внешних (экологических, технических, социальных, экономических, культурных). Труд понимается в широком смысле как производство людьми ценностей при взаимодействии с системами природы и культуры (в широком смысле слова), то есть, к сфере труда относятся не только профессиональные виды деятельности.

Объектом исследования и разработки являются психическая сфера (включая, психофизиологические составляющие) человека, как субъекта труда (индивидуального, группового), психологически значимые свойства неодушевленных компонентов эргатической системы в разнообразных условиях среды. При этом среда понимается как более широкая (включающая предметные, социальные, организационные, гигиенические, эстетические составляющие, факторы безопасности труда и подобное) социально и экономически обусловленная система видов труда в обществе.

Области исследований:

  1. Методологические основы изучения процессов развития человека как субъекта труда (работника), психологического содержания и закономерностей его трудовой деятельности.
  2. Изучение теории психологических основ трудовой деятельности, классификация, проектирование трудовых постов, организационных условий профессий как областей приложения духовных и физических сил людей; анализ требований, предъявляемых видами труда к личным качествам людей (включая вопросы работы человека в сложных, высокотехнологичных автоматизированных системах и системе интернет); разработка профессиограмм разного назначения (в том числе, в интересах разработки образовательных стандартов) и обоснования требований, предъявляемых разными видами труда к свойствам психики людей.
  3. Изучение профессионально ценных свойств (качеств) психики людей по отношению к определенным классам и видам труда: особенности личности, в том числе, ее направленность на определенный класс труда, ценностные ориентации, потребности, установки и мотивы, характерологические особенности, свойства познавательных, творческих и психомоторных процессов, эмоциональной и рациональной регуляции индивидуальной и коллективной деятельности, движений.
  4. Изучение своеобразия психического склада (типичного и индивидуального) представителей разнотипных видов труда, профессий, профессиональных общностей (склад ума, особенности образа мира, установки на творческий или исполнительский труд, производительную или потребительную мотивацию труда, индивидуальный и групповой стиль работы и подобное).
  5. Условия и способы установления взаимного соответствия свойств психики человека и требований трудовой деятельности разного вида (профессиональный отбор и подбор, самовоспитание и саморегуляция работников; психологические аспекты подготовки и переподготовки работников, расстановки кадров сообразно их личным качествам). Методы, процедуры, критерии оценки, аттестации работников. Психологические основы и средства компенсации слабо выраженных у работников профессионально ценных свойств психики.
  6. Теория и методы исследования профессионального мастерства и операционально-смысловых структур профессионального опыта (пространственных, временных, технологических, социальных). Психологические условия и способы формирования профессионализма работника как совокупности компетенций, духовных, нравственных и мировоззренческих основ человека как субъекта труда; трудовая мотивация, системы психологически обоснованного стимулирования трудовой деятельности в разных профессиях и на разных этапах трудовой жизни.
  7. Проявления психики в сложных и опасных профессиях (включая военную и боевую деятельность, ошибки и отказы в деятельности по психологическим причинам, приводящие к снижению ее эффективности, к авариям, происшествиям, катастрофам, способы устранения этих причин, невротические срывы работников, профессиональные деформации личности, способы их предотвращения); формирование профессиональной и личностной надежности работников опасных профессий, а также лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
  8. Формирование профессиональной и человеческой (личностной) надежности представителей опасных профессий, условия и способы психологического обеспечения безопасности труда в разных видах труда (включая психологическую безопасность, как сохранение оптимальных состояний работников, их психического здоровья).
  9. Психологические особенности деятельности лиц с ограниченными возможностями (инвалидов разного типа, лиц пожилого возраста, лиц с выраженными акцентуациями характера), психологическое обеспечение их трудоустройства (консультирование, профориентация, профотбор), способы поддержания их работоспособности, специфические требования к средствам труда, трудовым постам, внутренним и внешним условиям деятельности).
  10. Изучение психологических условий и путей установления взаимного соответствия личных качеств человека и требований профессии (самовоспитание и саморегуляция профессионалов, их консультирование; психологические вопросы переподготовки работников, проектирование средств труда и производственной среды сообразно психологическим особенностям и жизненным ориентациям человека, расстановка кадров сообразно их личным качествам, профподбор, профотбор и т.д.).
  11. Психологические аспекты смены профессий, способы оптимизации возникающих при этом внутрисубъектных состояний (применительно к случаям вынужденной перемены вида труда при частичной утрате трудоспособности, в случаях безработицы, существенных изменений привычных трудовых постов, средств и условий труда в связи с научно-техническим прогрессом и социально-экономическими трансформациями); предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, в функционировании людей с ограниченными возможностями, а так же профессиональных рисков в различных видах деятельности.
  12. Допрофессиональное развитие человека, формирование его как субъекта труда (возрастные закономерности развития психики в части формирования профессионально ценных свойств, психологические основы трудового воспитания, обучения, профориентации, профконсультирования, психологической помощи молодым людям при планировании ими трудового жизненного пути); закономерности трудового развития человека на начальных этапах антропогенеза, онтогенеза; установление периодов, границ сенситивности психики человека к развитию в качестве субъекта труда.
  13. Особенности изменений свойств психики человека как субъекта труда на разных этапах трудовой жизни (включая кризисы профессионального развития, связанные с профессиональным «выгоранием», сменой вида труда, уходом от привычной активной трудовой деятельности; проведение психологической реабилитации и восстановление профессиональной работоспособности сотрудников, способы предотвращения или снижения выраженности возникающих при этом неблагоприятных психических состояний); посттрудовая адаптация, связанная с прекращением трудовой деятельности.
  14. Закономерности информационного взаимодействия человека и технических устройств (в том числе, автоматизированных рабочих мест, компьютеров, мобильных телефонов и подобное), их использование для проектирования или оптимизации психологических структур деятельности и разработки их информационного обеспечения; построение моделей пользователей компьютеров как основы разработки «дружественных» интерфейсов.
  15. Психологические основы изучения, разработки методов, процедур оценки, аттестации, диагностики профессиональной компетентности и профессионально важных качеств специалистов, повышения их квалификации, в том числе разработка концепций соответствующих учебных центров на основе психологического моделирования деятельности специалистов по решению ими трудовых задач (включая деятельность с использованием компьютерных технологий); изучение этапов, стадий развития, формирования человека как субъекта труда на разных возрастных этапах (включая вопросы кризисов профессионального развития, в частности, и в возрасте «отставки», ухода от привычной активной трудовой деятельности).
  16. Психологические проблемы конструирования, эксплуатации и производства сложных технических систем, проектирование средств труда (включая компьютеры и средства связи) и производственной среды сообразно психологическим особенностям человека. Психологические проблемы оптимизации использования компьютерных и коммуникационных систем, изучение особенностей функционирования операторов и операторских групп («команд»), включенных в управление сложными автоматизированными системами; разработка методов оптимизации их работы (на основе анализа процессов делового общения, распределения трудовых функций, координации движений, согласования, исполнения решений, формирования опыта работы в команде и подобное).
  17. Изучение и проектирование процессов формирования трудовых компетенций, в том числе путем тренажерной подготовки операторов для работы в сложных, высокотехнологичных системах, обучения работников стилю принятия решений в условиях неопределенности, конфликта, ситуациях неизбежного риска, тренажерной подготовки операторов для работы в сложных, высокотехнологичных системах.
  18. Психологические основы организации рабочего пространства (трудовых постов, рабочих мест) работника и групп работников (геометрические параметры пространства, компоновка средств труда и вспомогательного оборудования, организация информационных потоков; для групп – размещение членов группы), а также гигиенических условий в этом пространстве.
  19. Психологические особенности совместной деятельности работников в группе, комплектование групп по психологическим критериям, распределение функций между работниками, пути оптимизации деятельности (на основе анализа процессов делового общения, согласования и исполнения решений, формирования благоприятного психологического климата в группе и подобное).
  20. сследование психологического содержания стадий развития организации, оценка необходимости и фасилитация организационных изменений, управление изменениями. Комплексное психологическое проектирование организаций. Психологические особенности деятельности работников в организационных системах, обусловленные, в том числе, взаимодействием между руководителями и подчиненными; условия возникновения производственных конфликтов и способы их конструктивного разрешения. Приемы психологического воздействия в процессе руководства людьми. Психологическое обеспечение оптимизации организационных структур в сфере труда.
  21. Вопросы синтеза эргономических и антропологических (в частности антропометрических) подходов в целях оптимизации работы операторов и операторских групп, команд профессионалов, обеспечения оптимальной гигиенической (в широком смысле слова, включая и психогигиену) производственной среды; изучение, оценка и проектирование средств отображения информации об управляемых объектах и органов, средств управления объектами сообразно особенностям психики людей (включая и управление в организационных — социальных — системах); психологические проблемы построения критериев экспертного оценивания объектов, эргономического обеспечения организации рабочих мест, их материально-технического оснащения; разработка технических заданий на проектирование и создание нестандартного психологического инструментария и средств технического оснащения работы психолога-практика.
  22. Изучение психологических и медико-социальных проблем, порожденных технологическим прогрессом. Оценка качества рабочей жизни. Изучение психологических факторов профессионального здоровья. Функциональные состояния работника в процессе трудовой деятельности; диагностика, коррекция, профилактика неблагоприятных состояний; психологические основы изучения, проектирования и оптимизация режимов труда и отдыха в разных видах деятельности, организации активного и пассивного отдыха.
  23. Изучение, оценка и оптимизация трудовых процессов в разных профессиях, классификация и оптимизация субъективных (концептуальных, образных, интуитивных и т.п.) моделей управляемых, обрабатываемых объектов, производственных ситуаций в работе различных профессионалов. Оптимизация временной, пространственной и технологической структуры трудовой деятельности.
  24. Своеобразие мышления (решения задач) представителями разнотипных профессий, построения движений (в частности невербальной экспрессии) в разных видах труда. Практическое (экспертное) мышление.
  25. Изучение cоциотехнических (организационно-технологических) систем, их особенностей и условий эффективного функционирования: задач и структуры организаций, характеристик технологий, дизайна трудовой деятельности, организационной культуры, коммуникации. Функционирование человека, взаимодействие работников и управление коллективом в распределенных организационных системах с использованием современных информационных технологий (включая ситуации неопределенности, неизбежного риска, производственных конфликтов и поиска путей их конструктивного разрешения), психологическое обеспечение оптимизации организационных структур в сфере труда, оптимизация процессов принятия решений профессионалами (включая вопросы психологической поддержки обучения стилю принятия решений).
  26. Психологические проблемы предпринимательства (как частного случая трудовой деятельности в современных условиях) и инновационной деятельности, маркетинга, рекламы, как разновидностей активности людей, вовлеченных в хозяйственную деятельность (включая вопросы производства рекламной продукции на основе закономерностей познавательных процессов и личностных особенностей потребителей рекламируемых объектов).
  27. Анализ и проектирование средств и условий труда (с учетом особенностей психики людей) в связи с развитием новых технологий (в том числе нанотехнологий и систем интернет) в разных профессиях: анализ ситуации, определение потребностей, диктующих необходимость изменений, формулирование ограничений и рисков проекта, планирование деятельности по подбору методов диагностики, интервенции и психологического сопровождения инноваций.
  28. Исследование духовных основ профессионализма в интересах формирования человека как субъекта труда, осуществление профессиональной психологической подготовки, формирование морально-психологической готовности персонала (личного состава) к деятельности в повседневных и экстремальных условиях; оценка, классификация и оптимизация приемов и методов психологического воздействия в руководстве людьми, изучение и оптимизация явлений мотивации в труде, разработка систем психологически обоснованного стимулирования трудовой деятельности в разных профессиях и на разных стадиях развития профессионалов.
  29. Консультирование должностных лиц по психологическим проблемам, связанным с управлением человеческими ресурсами, организацией служебной деятельности сотрудников, формированию в служебных (учебных) коллективах благоприятного психологического климата; проведение диагностико-оптимизационных работ с персоналом организации; оптимизация средств компенсации слабо выраженных у работников профессионально ценных качеств (вопросы компенсаторного профессионального приспособления, в частности при вынужденной перемене труда); организация работы персонала и совершенствование методического инструментария психологической службы; использование нормативно-правовых и этических знаний при осуществлении профессиональной деятельности.
  30. Психологические проблемы распределения ресурсов и обеспечения организаций ресурсами (трудовыми, материально-финансовыми, информационными, включая психологические аспекты анализа и проектирования коммуникационных сетей в организациях).