Научно-консультативный совет
Российской академии образования   и
Российского психологического общества
Научные специальности

19.00.02 - Психофизиология (психологические науки)

Шифр и паспорт специальности

19.00.02 - Психофизиология (психологические науки)

Паспорт

Формула специальности:

Содержанием специальности 19.00.02 – «Психофизиология» является физиологические основы психической деятельности и поведения человека.

Области исследований:

  1. История и методология психофизиологии:
    • психофизиология как наука о физиологических механизмах психических явлений и состояний. Проблема взаимосвязи между психическим и физиологическим. Законы психогенеза. Методология исследований в психофизиологии, системный подход и синергетика.
    • психофизиология в системе наук о человеке. Психофизиология и нейронауки;
    • ключевые проблемы психологии (психофизическая, психофизиологическая, психогностическая, психосоциальная) и психофизиология.
  2. Методы психофизиологии:
    • организация психофизиологического исследования, его этапы. Специфика психофизиологического исследования. Особенности применения методов смежных наук в психофизиологии. Проблема интерпретации физиологических данных в психологических терминах;
    • методы электроэнцефалографии (ЭЭГ) и вызванных потенциалов в психофизиологии;
    • связанные с событиями потенциалы мозга в психофизиологическом исследовании;
    • методы многомерного анализа в психофизиологии;
    • психофизические методы в психофизиологии;
    • методы спектрального анализа биоэлектрической активности мозга в психофизиологии;
    • локализация источников генерации ЭЭГ и вызванных потенциалов с использованием методов дипольного моделирования в психофизиологическом исследовании;
    • методы картирования структур и функций мозга в психофизиологии: функциональный ядерно-магнитный резонанс; позитронно-эмиссионная томография; магнитоэнцефалоскопия; локальный мозговой кровоток;
    • методы совмещения данных о фокусе биоэлектрической активности мозга, получаемых методом дипольного моделирования, со структурными томограммами мозга;
    • компьютерное обеспечение психофизиологического эксперимента;
    • методы исследования нейронной активности в психофизиологии;
    • косвенные (периферические) методы исследования функций мозга (ЭКГ, ЭМГ, ЭОГ, пневмография и др.);
    • методы воздействия на мозг и организм (биологическая обратная связь, сенсорные, электрические, магнитные воздействия и др.);
    • моделирование психических явлений;
    • системная психофизиология (теория функциональных систем; механизмы системной детерминации активности нейрона и мозга; системогенез).
  3. Классификация психических явлений и психофизиология. Физиологическая база основных психических явлений. Локализационизм (атомизм) и структурализм (динамизм). Физиологические основания классификации психических явлений по временному критерию (процессы, состояния, свойства), по психическим сферам. Психическое явление как форма существования индивидуального сознания и его физиологическое основание. Категориальный строй психологии и психофизиология.
  4. Психофизиология сенсорных и перцептивных процессов:
    • исследование и моделирование механизмов передачи информации в сенсорных системах;
    • «перцептивные пространства» и их использование в психофизиологии для интеграции данных нейрофизиологии и психологии;
    • психофизиология целостного восприятия («гештальт-психофизиология»);
    • механизмы константности восприятия;
    • механизмы взаимодействия перцептивных (сенсорных) систем;
    • механизмы соотношения врожденных и приобретенных форм (механизмов) в процессах восприятия;
    • механизмы формирования сенсорных и перцептивных (сенсорно-перцептивных) систем в онтогенезе, роль активирующих систем;
    • сенсомоторная интеграция в процессах обнаружения и распознавания.
  5. Функциональные состояния человека, эмоции и стресс и адаптация:
    • механизмы регуляции функциональных состояний человека;
    • механизмы ритмической активности мозга;
    • психофизиология сна;
    • психофизиология эмоциональных состояний;
    • механизмы выражения (экспрессии) эмоций;
    • психофизиология стресса;
    • психофизиология функциональных резервов организма;
    • психофизиология адаптации и работоспособности.
  6. Когнитивная психофизиология:
    • механизмы специализации мозга в отношении когнитивных функций;
    • механизмы непроизвольного внимания и ориентировочный рефлекс;
    • механизмы произвольного внимания;
    • внимание и модулирующие системы мозга;
    • психофизиология памяти;
    • механизмы рабочей памяти;
    • механизмы декларативной и процедурной памяти;
    • нейронные механизмы памяти;
    • механизмы речи, развитие речи;
    • межполушарная асимметрия и речь;
    • мышление и функциональная асимметрия мозга;
    • механизмы интеллектуальных функций;
    • психофизиология нарушений речи и мышления.
  7. Системная психофизиология:
    • теория функциональных систем;
    • механизмы системной детерминации активности нейрона;
    • системогенез;
    • стохастические и динамические свойства больших интерактивных систем.
  8. Психофизиология развития и обучения:
    • механизмы формирования навыков;
    • психофизиология развития сенсорных и двигательных систем в онтогенезе;
    • психофизиология специализации межполушарных отношений в онтогенгезе;
    • нейронные механизмы пластичности;
    • участие генома в механизмах пластичности;
    • механизмы формирования способностей;
    • связь формирования структур мозга в онтогенезе с половыми и возрастными особенностями психических процессов и состояний;
    • психофизиология процессов развития и старения;
    • психофизиология речевого и интеллектуального развития;
    • психофизиология эмоционального развития;
    • депривация и нейропсихическое развитие;
    • обогащенная среда и нейрогенез;
    • системная психофизиология научения.
  9. Физиологические основы осознаваемых и неосозноваемых форм психического отражения:
    • психофизиологические парадигмы исследования сознания;
    • психофизиологические и нейрофизиологические механизмы сознания;
    • сознание и модулирующие системы мозга;
    • осознаваемое и неосознаваемое в деятельности мозга;
    • механизмы сознания и установка;
    • психофизиология защитного и овладевающего поведения.
  10. Психофизиологические механизмы движения:
    • механизмы инициации движения;
    • механизмы управления движением;
    • механизмы программирования и коррекции движений;
    • механизмы формирования схемы тела и системы внутреннего представления;
    • механизмы движений глаз;
    • функции движений глаз в процессах восприятия.
  11. Психофизиология индивидуальных различий (дифференциальная психофизиология):
    • физиологические основы индивидуальных различий;
    • механизмы соотношения общих свойств нервной системы и целостные характеристики индивидуальности;
    • психофизиология темперамента;
    • психофизиология характера;
    • генетические основы индивидуальных различий в психофизиологических свойствах и состояниях;
    • психофизиологические механизмы формирования индивидуальных различий;
    • биохимические основы индивидуальных различий.
  12. Психофизиология общения:
    • биологические основы социального (просоциального) поведения (доминирование, иерархия, альтруизм) и асоциального поведения (агрессия) человека;
    • психофизиологический статус лидера и подчиненного;
    • механизмы вербальной и невербальной форм коммуникаций;
    • психофизиология агрессии;
    • психофизиология восприятия лица, просодических свойств речи;
    • психофизиология витальных функций: сексуальное поведение, питание, самосохранение, психофизиология инстинктивного поведения.
  13. Прикладная психофизиология:
    • эргономическая психофизиология;
    • психофизиология профотбора и профпригодности;
    • психофизиология работоспособности и адаптации человека к экстремальным условиям деятельности;
    • психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности;
    • диагностика функциональных состояний;
    • механизмы формирования наркотической зависимости;
    • психофизиология взаимодействия «человек – компьютер»;
    • психофизиологическая диагностика тревожности, стрессоустойчивости и выявление групп риска;
    • психофизиологическая оценка эмоционального воздействия рекламы;
    • психофизиология в системе компьютерного обучения;
    • психофизиологическая коррекция функциональных состояний, биологическая обратная связь;
    • психофизиологическая экспертиза биологически активных соединений.