Научно-консультативный совет
Российской академии образования   и
Российского психологического общества
Феномен форсирования развития дошкольников в современной российской семье

Феномен форсирования развития дошкольников в современной российской семье

Старостина Юлия Андреевна

Аннотация автора

Объект исследования – форсирование развитие ребенка дошкольного возраста матерью.

Предмет исследования – предметом проведенного нами исследования являются представления матерей о нормах развития ребенка, мотивы материнства и особенности детско-родительского взаимодействия в условиях форсирования развития дошкольника.

Актуальность темы исследования определяется недостаточной изученностью последствий раннего стимулирующего воздействия на развитие ребенка, его связи с психологическим благополучием ребенка, а также отсутствием данных относительно побудительных причин родительского стремления ускорить развитие своего ребенка.

В современном общественном сознании идея ускорения развития детей приобрела сверхценность (Веракса, Варенцова, 2005; Куликова, 2000; Юркевич, 2002; Доман, 2004; Elkind, 2001; Yang, Shin, 2008; Хирш-Пасек, Михник Голинкофф, 2015 и др). Ведется активная пропаганда специального раннего развития ребенка, которая оказывает особое воздействие на родителей с учетом усиления конкурентных отношений в жизни общества. Основными лозунгами большинства детских развивающих центров и программ развития, являются: «Начинаем как можно раньше!», «Чем быстрее – тем лучше». Эти идеи не новы (Доман, 1998; Никитин, 1990; Ибука, 2011; Тюленев, 1996; Кантан, 1998; и др.), но в современном обществе данная проблематика приобретает совершенно иное значение. С изменением экономической, социальной и информационной ситуаций в стране, а также системы образования, родители столкнулись с огромным спектром новых, но не до конца изученных возможностей. Подчас им предлагается начинать развитие ребенка немедленно после рождения, при этом внимание акцентируется исключительно на интеллектуальных занятиях: обучении математике, иностранному языку, чтению, логическому мышлению (Тюленев, 1996; Никитин, 2009; Доман, 2000; Маниченко, 2013). Во многом такая же ситуация наблюдается и за рубежом: гонка за превращение детей в самые блестящие таланты в группе, классе, школе начинается ещё до колыбели, а именно в период беременности (Van de Carr, 1986; Хирш-Пасек, Михник Голинкофф, 2015; Elkind, 2001, 2006; Yang , Shin, 2008).

Второй ракурс рассмотрения данной проблемы – сторона родителя. Современная семья с готовностью отвечает данным вызовам. Специальная подготовка детей к школьному обучению стала всеобщей традицией. Родители поддерживают идею ускоренного развития ребенка в заботе о его будущем. В то же время приходится признать, что существуют и другие побудительные причины. Возможно, это стремление испытать гордость за свои родительские достижения или простое незнание норм развития ребенка, и как следствие этого - страх опоздать, не предоставить ребенку все имеющиеся возможности. Родителям, не желающим, чтобы их дети принимали участие в гонке за акселерацией развития, приходится непросто.

В данной ситуации мы считаем возможным говорить о феномене форсирования развития ребенка родителями, заключающийся в искусственном ускорении развития ребенка за счет интенсификации обучающих занятий, стимулирующих освоение навыков, познавательных действий присущих ребенку на более поздней возрастной ступени развития.

Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в подготовке специалистов психолого-педагогического профиля. Результаты исследования позволяют разработать научно-обоснованные рекомендации для оптимизации процесса воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста, особенно его эмоциональной составляющей. Полученные результаты могут быть использованы для психологического просвещения родителей детей раннего и дошкольного возраста, а также в рамках психологического консультирования по проблемам развития и психологического благополучия детей.

В соответствии с предметом, целью, гипотезой и задачами исследования использованы следующие методы исследования:

·        Метод объективного наблюдения, включающий анкетирование, опрос;

·        Методы эмпирического исследования: психодиагностические методики и проективные методы, включая метод анализа продуктов деятельности ребенка.

·        Методы статистического анализа данных (программа SPSS 17.0 for WINDOWS)

Для исследования условий связанных с материнской направленностью на форсирование развития ребенка:

1)    Авторский опросник, направленный на фиксацию тенденции к форсированию развития ребенка и выявление представлений о темпе и нормах развития ребенка раннего и дошкольного возраста.

2)    Методика «Мотивационные предпочтения» для матерей дошкольников (Ступак А.В.)

3)    Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия («ОДРЭВ») (Захарова Е.И.)

Для исследования познавательной дошкольников:

4)    Диагностика интеллектуального уровня: Тест «Цветные прогрессивные матрицы» Дж. Равена

5)    Диагностика уровня развития речи: Рассказ по картинкам (субтест из методики «Диагностика уровня развития поступающих в начальную школу» Г.Витцлака)

6)    Диагностики произвольности поведедния, как возможности следования правилу: Методика «Графический диктант» Л.А.Венгера и Л.И.Цеханской

7)    Диагностика мотивационной сферы, эмоционального благополучия: Методика мотивационных предпочтений («Цветик-семицветик»)

Диагностика отношения к матери, общего эмоционального фона: Методика «Рисунок семьи».

Диссертация на соискание ученой степени: кандидата наук

Научная специальность: 19.00.13 - Психология развития, акмеология (психологические науки)

Отрасли науки: 19.00.00 - психологические науки

Научный руководитель — Захарова Елена Игоревна

Ключевые слова: форсирование развития; детско-родительские отношения; дошкольный возраст; мотивы материнства

Обсуждено на: заседании кафедры возрастной психологии факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова 19 октября 2016 года (протокол № 3)