Научно-консультативный совет
Российской академии образования   и
Российского психологического общества
Опыт, опосредующий обучение младших школьников на уроках математики

Опыт, опосредующий обучение младших школьников на уроках математики

Одинцова Елена Васильевна

Аннотация автора

В процессе теоретического анализа выявлены противоречия между:

  • стремлением учителей и учащихся при решении учебной задачи  соотнести ее с опытом как посредником в процессе поиска способа этого решения и недостаточной разработанностью понятия «опыта, опосредующего обучение»;
  • значимостью для педпсихологии опосредованности обучения (По М.М. Назарову опосредованность – необходимое условие опыта человека) и недостаточной разработанностью  содержания «опыта, опосредующего обучение»;
  • между предпосылками для создания модели актуального и оперативного опыта обучающихся как результата «целокупности деятельностей» (Леонтьев А. Н.), становления разных форм опыта как «вложенных» уровней системы (Лукьянов О. В., Фридланд А. Я., Холодная М. А., Миллер Дж., Кибальченко И.А.) и не изученностью «вложенности» (включенности) таких актуальных для опыта обучающихся форм опыта, отражающих его понятийную и познавательную сущность, как ментальный, учебно-познавательный и опыт, опосредующий обучение;
  • между необходимостью в процессе работы учащихся с задачами конкретизации и развертывания базовых задачных структур на основе информации самого текста и привлеченной из собственного опыта, опосредующего обучение (знаний о мире, знаний предшествующей предметной области) (Волкова Е.В., 2014) и неумением учащихся самостоятельно конструировать последовательную систему «шагов» (приемов и способов) для адекватного восприятия учебно-научной задачи с целью получения ответа с позиции интеграции опыта, опосредующего обучение младших школьников, с учебно-познавательным и ментальным опытом. 

Диссертация на соискание ученой степени: кандидата наук

Научная специальность: 19.00.07 - Педагогическая психология (психологические науки)

Отрасли науки: 19.00.00 - психологические науки

Научный руководитель — Кибальченко Ирина Александровна

Ключевые слова: младшие школьники; обучение; математика; опыт; педагогика

Возраст испытуемых: школьный возраст (6-12 лет)