Научно-консультативный совет
Российской академии образования   и
Российского психологического общества
Символизация как условие формирования понимания произведений искусства разных культур

Символизация как условие формирования понимания произведений искусства разных культур

Звонова Елена Владимировна

Аннотация автора

Актуальность темы исследования. 

Современная культура благодаря расширяющемуся информационному пространству представляет обширное, практически безграничное мультикультурное поле, создаваемое различными культурами со своими символическими системами. Исторические процессы развития коммуникации приводят к тому, что содежательная часть письменных текстов не может передать всего разнообразия информационного потока. Более эффективной становится техника медиатекстов, основанная на образах. Образ выступает результатом переживания и специфической активности субъекта, направленной на смыслотворчество. Понимание образа означает переживание и личностную окраску информации. В связи с этим актуальной задачей психолого-педагогической науки становится вопрос исследования механизма понимания знаково-символической среды как средства межкультурной коммуникации, диалога культур.

Цели и основные задачи исследования - создание психолого-педагогической модели обучения, позволяющей: 1) структурировать принципы построения знаково-символических систем в их культурно-историческом развитии; 2) выявить психолого-педагогические условия для понимания структуры знаково-символической среды в культурно-историческом развитии; 3) сформировать умения, с помощью которых возможно оперировать (понимать) продуктами культуры (произведениями искусства) как средствами межкультурной коммуникации.

Научная новизна исследования - созданная психолого-педагогическая модель как единая система методов, форм и средств обучения, выступая основой гуманитарного знания, позволяет формировать понимание художественных произведений, созданных в разных культурах. Психолого-педагогическая модель строится на следующих положениях:

  1. Необходимыми условиями, создающими ориентировочную основу деятельности, являются наличие: знаний о психологических характеристиках типов культур и умений выделять существенные признаки при анализе конкретных культурных явлений (например, художественного произведения) с точки зрения типа культуры.
  2. Умения оперировать символами внутри культурно-исторических систем формируются в процессе получения опыта взаимодействия с художественными произведениями разных культур. Идентификация и декодирование обучающимися символов художественного произведения происходит в соответствии с логикой и структурой теоретической системы художественного языка. Понимание произведений разных культур определяется структурой культурно-исторической теоретической системы.
  3. Освоение основ символизации на примере конкретного культурного явления (в нашем исследовании музыкальной культуры) приводит к актуализации переживания личностной позиции (слушателя, исполнителя, художника-создателя) и понимания значения и смысла художественного произведения. Символизация как механизм (система определенных, инвариантных действий и приемов) осознания и овладения человеком своего внутреннего мира, эмоционального отношения, значения и смысла, организует процесс взаимодействия интеллектуального знания и эмоционального переживания, что является содержанием особой формы освоения человеком действительности - понимания.

Методологической основой исследования выступили - теоретические положения о специфике гуманитарного знания и роли понимания в гуманитарном знании (ВВ.Знаков, В.П.Зинченко), исследования роли символа (Г.Гегель, И.Кант, Л.С.Вьгготский, E.Cassirer), теория диалога культур В.СБиблера, исследования символизма искусства в философии и символической философии (В.ФАсмус, Р.Барт, Е.Я.Басин, М.М.Бахгин, Б.Кроче, А.Ф.Лосев, Н.П..Полторацкий, А.Пятигорский, В.С.Швырев, Г.Г.Шпет, R.G.Collingwood, AJ.Greimas, U.Eco, S.K.Langer, Ch.Morris, I.A.Richards, AN.Whitehead), фундаментальные положения деятельностного подхода отечественной психологии (ДСВыгогский, АНЛеонтьев, ПЯ.Гальперин), концепция образа мира (А.Н.Леонтьев, С.Д.Смирнов, ВВПетухов, СЛНовоселова), исследования, посвященные знаково-символической деятельности и процессу символизации (НГ.Салмина, О.С.Шалина), исследования в области теории и истории музыкальной культуры (ЛВАлександрова, В.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский, Ю.H.Хлопов, U..Michels,  P.Hindemith, M.Wehnert, E.Zonis).

Экспериментальное исследование было проведено в форме формирующего эксперимента с 2001 по 2014 год. Выборка сформирована по принципу группы групп, в исследовании приняли участие студенты разных специальностей нескольких вузов Москвы и Подмосковья. В ходе экспериментального исследования были изучены возможности формирования понимания художественного произведения в разных культурах, рассмотрено влияние экспериментального обучения на аффективные характерстики понимания, проявление механизма символизации и опора на системные характеристики образа мира, проведен анализ дополнительных факторов, оказывающих влияние на формирование понимания художественных произведений разных культур.

В качестве предметной области нами было выбрано музыкальное искусство, поскольку музыка передает информацию непосредственно при помощи образов, а не вербальных средств, и имеет большое эмоциональное влияние.

Теоретическая значимость исследования:

  • проведенный анализ научной литературы (философской, психологической, исторической) позволил выделить психологические характеристики типов культурно-исторического мышления, которые можно рассматривать в качестве детерминирующей основы формирования культур разного типа;
  • описанная в исследовании классификация типов культур выступила основой систематизации психологических закономерностей возникновения знаково-символических систем и их культурно-историческое развитие;
  • положения отечественной психологии об «образе мира» (А.Н.Леонтьев) как подход к изучению познавательной сферы позволили выделить и систематизировать специфику гуманитарного знания. Согласно данному подходу ориентировка субъекта происходит в контексте построенного субъектом образа объективного мира, отраженного в системе значений и смыслов и определяющего качество ориентировки человека и характер его деятельности;
  • символизация в концепции образа мира выступает как психологический механизм, система культурно обусловленных инвариантных действий и приемов осознания и овладения человеком своего внутреннего мира, эмоционального отношения, значения и смысла, лежащих в основе формирования и развития культур определенного типа;
  • выделен состав действий по определению принадлежности культурно-исторического явления, художественного произведения, к определенному типу культур.

Практическая значимость исследования. Описанная психолого-педагогическая модель может стать основой для разработки структуры, методов и средств обучения в процессе изучения специализированных и интегративньгх гуманитарных курсов.

Опубликовано 97 работ, из них 13 статей в изданиях, рекомендованных ВАК РФ, глава в коллективной монографии, 10 учебных пособий.

Диссертация на соискание ученой степени: доктора наук

Научная специальность: 19.00.07 - Педагогическая психология (психологические науки)

Отрасли науки: 19.00.00 - психологические науки

Рассмотрено на: заседании Ученого совета факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова 4 декабря 2015 года и принято решение не утверждать тему диссертации Звоновой Елены Владимировны «Символизация как условие формирования понимания произведений искусства разных культур» на соискание ученой степени доктора психологических наук по специальности 19.00.07 – Педагогическая психология (психологические науки), в связи с необходимостью доработки.

Научный консультант — Салмина Нина Гавриловна

Ключевые слова: личностная позиция

Возраст испытуемых: возраст не указан

Обсуждено на: заседании кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова 06 июня 25 ноября 2014 г. (протокол № 13) и рекомендовано к утверждению в Ученом совете факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.

Тема не утверждена, в связи с необходимостью доработки.