Научно-консультативный совет
Российской академии образования   и
Российского психологического общества

Бухаленкова, Д.А. Представления об успехе в подростковом возрасте: дис. канд. психол. наук: 19.00.13 / Бухаленкова Дарья Алексеевна. – 2018. – М. – 153 с.

Автор: Бухаленкова Дарья Алексеевна

Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук

Научная специальность

19.00.13 - Психология развития, акмеология (психологические науки)

Представления об успехе в подростковом возрасте

  • Содержание дисссертации
  • Публикации (ВАК)
  • Публикации
  • Процедура
  • En

Научная новизна (из автореферата)

Научная новизна исследования заключается в изучении особенностей представлений об успехе современных российских подростков. Установлено, что успех в подростковом возрасте понимается как достижение целей, связанное с преодолением препятствий, как личностный рост и самореализация. Выявлены половые различия представлений об успехе подростков. Выделены три основные модели понимания успеха современными подростками (успех как социальное признание, как выполнение социальных требований, как саморазвитие и самореализация).

Впервые установлена связь между представлениями об успехе и характеристиками самоопределения (переживанием осмысленности жизни, уровнем самооценки, особенностями временной перспективы будущего). Показано, что подростки, разделяющие представление об успехе как социальном признании, в большей степени ориентированы на достижение определенного социального статуса и построение дружеских отношений, характеризуются высоким уровнем самооценки и осмысленности жизни. Подростки, понимающие успех как выполнение внешних социальных требований, отличаются низким уровнем самооценки и осмысленности жизни, наименее детализированным и развёрнутым образом своего будущего. У подростков, понимающих успех как самореализацию и саморазвитие, выявлены наиболее высокие показатели самооценки и переживания осмысленности своей жизни; у них наиболее развернутый, детализированный и оптимистичный образ будущего. Разработан диагностический инструментарий, позволяющий изучить представления подростков об успехе и собственной успешности.

Научный руководитель

Карабанова Ольга Александровна

Место работы и должность научного руководителя в период рассмотрения диссертации в диссертационном совете

Карабанова Ольга Александровна - доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий кафедрой возрастной психологии факультета психологии ФГБОУ ВО "МГУ имени М.В.Ломоносова"

Место работы и должность официальных оппонентов в период рассмотрения диссертации в диссертационном совете

Марцинковская Татьяна Давидовна - доктор психологических наук, профессор; заведующий лабораторией психологии подростка ФГБНУ «Психологический институт РАО»;

Поливанова Катерина Николаевна - доктор психологических наук, профессор; директор Центра исследований современного детства Института образования ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»;

Солдатова Галина Уртанбековна - доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО; профессор кафедры психологии личности факультета психологии ФГБОУ ВО «МГУ имени М.В.Ломоносова».

Текст автореферата

Бухаленкова, Д.А. Представления об успехе в подростковом возрасте: автореф. дис. канд. наук / Бухаленкова Дарья Алексеевна. – 2018. – М. – 37 с.

Текст диссертации

Бухаленкова, Д.А. Представления об успехе в подростковом возрасте: дис. канд. наук / Бухаленкова Дарья Алексеевна. – 2018. – М. – 153 с.

Диссертационный совет, в который представлена диссертация

Диссертационный совет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова МГУ.19.02

Организация, в которой выполнено диссертационное исследование

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

Место работы соискателя при представлении диссертации в диссертационный совет

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

Публикации в рецензируемых журналах, утвержденных ВАК

1.     Бухаленкова, Д.А. Представления современных подростков об успехе / Д.А. Бухаленкова // Национальный психологический журнал. – 2013. – № 4(12). – С. 31-35. – 0,38 п.л./ 0,38 п.л. [ИФ РИНЦ = 0, 920].

2.     Bukhalenkova, D.A. Perception of success in adolescents / D.A. Bukhalenkova, O.A Karabanova // Procedia - social and behavioral sciences. — 2016. — Volume 233. — P. 13–17. – 0,31 п.л./ 0,16 п.л. Web of Science.

3.     Bukhalenkova, D.A. Adolescent notions of success / D.A. Bukhalenkova, O.A Karabanova // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. Conference: ECCE 2018 VII International Conference Early Childhood Care and Education. — 2018. — Volume XLIII. — P. 666–675. – 0,56 п.л./ 0,28 п.л. Web of Science.

Бухаленкова Д.А. Особенности самооценки у подростков с разным пониманием успеха / Д.А. Бухаленкова, О.А. Карабанова // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 3(31). – С. 148-157. – 0,57 п.л./ 0,29 п.л. [ИФ РИНЦ = 0, 920].

Научные публикации в других изданиях по теме диссертационного исследования

1.     Бухаленкова, Д.А. Успешность в профессии в представлениях подростков о жизненном успехе / Д.А. Бухаленкова // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №3. — C.10-15. — 0,38 п.л./0,38 п.л. [ИФ РИНЦ = 0, 898].


Дата размещения автореферата: 19.11.2018

Дата рассылки автореферата: 19.11.2018

Дата подачи заявления соискателем в диссертационный совет о принятии диссертации к рассмотрению: 09.11.2018

Дата размещения автореферата на сайте Научно-консультативного совета: 19.11.2018

Дата размещения текста диссертации на сайте Научно-консультативного совета: 19.11.2018

Дата защиты диссертации, назначенная диссертационным советом: 21.12.2018

Фактическая дата защиты диссертации: 21.12.2018


Author: unknown