Научно-консультативный совет
Российской академии образования   и
Российского психологического общества

Старостина, Ю.А. Феномен форсирования развития дошкольников в современной российской семье: дис. канд. наук: 19.00.13 / Старостина Юлия Андреевна – М. – 2017. – 199 с.

Автор: Старостина Юлия Андреевна

Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук

Научная специальность

19.00.13 - Психология развития, акмеология (психологические науки)

Феномен форсирования развития дошкольников в современной российской семье

  • Содержание дисссертации
  • Публикации (ВАК)
  • Публикации
  • Процедура
  • En

Обсуждение названия диссертации:

Тема утверждена

Научная новизна (из автореферата)

Научная новизна работы заключается в том, что впервые эмпирически зафиксирован феномен форсирования развития дошкольника матерью на современной отечественной выборке. На эмпирическом уровне впервые раскрыто содержание представлений матерей дошкольников о нормативах психического развития детей, выявлено наличие искажений в описанных представлениях. Показано, что стремление матери к форсированию развития ребенка связано с инструментальными мотивами материнства, такими как соответствие социальным ожиданиям и воспитание ребенка как предмета гордости; условным его принятием, которое сопровождается низким стремлением к телесному контакту и низкой чувствительностью к переживаниям и эмоциональным состояниям ребенка. Обнаружено, что форсирование развития ребенка оказывает положительный эффект на интеллектуальное развитие ребенка, не затрагивая такие линии развития как развитие речи и саморегуляции. Впервые эмпирически зафиксированы неблагоприятные последствия форсирования развития дошкольника –переживание дефицита близкого эмоционального общения с матерью, ослабление положительного отношение к ней. 

Заключение организации, в которой выполнена диссертация

Полный текст документа доступен по ссылке

Научный руководитель

Захарова Елена Игоревна

Место работы и должность научного руководителя в период рассмотрения диссертации в диссертационном совете

Захарова Елена Игоревна – кандидат психологических наук, доцент; доцент кафедры возрастной психологии ФГБОУ ВО «МГУ имени М.В.Ломоносова»

Место работы и должность официальных оппонентов в период рассмотрения диссертации в диссертационном совете

Степанов Сергей Юрьевич – доктор психологических наук, профессор общеиститутской кафедры психологии образования ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

Нисская Анастасия Константиновна – кандидат психологических наук, научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Текст автореферата

Полный текст документа доступен по ссылке

Текст диссертации

Полный текст документа доступен по ссылке

Диссертационный совет, в который представлена диссертация

Совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук Д 501.001.95 на базе МГУ имени М.В. Ломоносова (работал до сентября 2017 года)

Организация, в которой выполнено диссертационное исследование

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

Место работы соискателя при представлении диссертации в диссертационный совет

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

Ведущая (оппонирующая) организация

Московский городской психолого-педагогический университет

Публикации в рецензируемых журналах, утвержденных ВАК

1.    Старостина, Ю.А. Особенности мотивационной сферы матерей дошкольников и специфика эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия в условиях форсирования детского развития  / Ю.А. Старостина // Педагогическое образование в России. — 2015. — № 11. — С. 163–167. [0,5 п.л.] ИФ РИНЦ 0,319

2.    Starostina, Y.A. Forcing child's development: Implications for emotional well-being of a preschooler / Y.A. Starostina  // Procedia - social and behavioral sciences. — 2013. — Vol. 86. — P. 151–155. [0,4 п.л.] SCOPUS SNIP 0,645

3.    Старостина, Ю.А. Особенности мотивационной сферы матерей, стремящихся к форсированию развития ребенка-дошкольника / Ю.А. Старостина [электронный ресурс] // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). — 2013. — № 4. URL: http://evestnik-mgou.ru/ru/Articles/View/473           [0,5 п.л.] ИФ РИНЦ 0,364

4.    Старостина, Ю.А. Особенности эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия в условиях форсирования детского развития [электронный ресурс] / Ю.А. Старостина // Теория и практика общественного развития. — 2013. — № 10. — С. 169–172.   [0,35 п.л.] ИФ РИНЦ 0,234

5.    Старостина, Ю.А. Материнские представления о развитии ребенка как основа стремления к его форсированию / Ю.А. Старостина // Вестник Московского государственного областного университета. Серия "Психологические науки". — 2012. — № 4. — С. 40–43.         [0,3 п.л.] ИФ РИНЦ 0,216 


Научные публикации в других изданиях по теме диссертационного исследования

1.    Старостина, Ю.А. Проблема форсирования ребенка родителями /        Ю.А. Старостина // Материалы II Международной научной конференции "Психология и жизнь: психологические проблемы современной семьи",             г. Минск, 24-25 ноября 2011 г. — Минск, 2011. — С. 288–291. [0,2 п.л.]

2.    Старостина, Ю.А. Стремление матерей к форсированию развития ребенка и их представления о нормах развития / Ю.А. Старостина // Материалы ХIХ Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов 2012». Секция «Психология» / Отв. ред. А.И. Андреев, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов, М.В. Чистякова. [Электронный ресурс] — М.: МАКС Пресс, 2012. — 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM); 12 см. - Систем. требования: ПК с процессором 486+; Windows 95; дисковод DVD-ROM; Adobe Acrobat Reader. [0,1 п.л.]

3.    Старостина, Ю.А. Форсирование развития ребенка дошкольного возраста / Ю.А. Старостина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. — 2012. — № 3. — С. 204–207. ИФ РИНЦ 0,583 [0,4 п.л.]

4.    Старостина, Ю.А. Форсирование развития ребенка: последствия для эмоционального благополучия дошкольника / Ю.А. Старостина // Материалы V съезда Общероссийской общественной организации Российское психологическое общество, 14-18 февраля 2012 г.,  Москва. — Москва, 2012. — С. 166–167. [0,1 п.л.]

5.     Старостина, Ю.А. Особенности стремления матерей к форсированию развития ребенка / Ю.А. Старостина // Материалы ХХ Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов 2013». Секция «Психология» / Отв. ред. А.И. Андреев, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов, М.В. Чистякова. [Электронный ресурс] — М.: МАКС Пресс, 2013. — 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM); 12 см. - Систем. требования: ПК с процессором 486+; Windows 95; дисковод DVD-ROM; Adobe Acrobat Reader. [0,1 п.л.]

6.     Старостина, Ю.А. Раннее развитие: стоит ли торопиться? /                  Ю.А. Старостина // Мы - молодые родители (Экспертный журнал для родителей). — 2014. — № 1. — С. 64–67. [0,3 п.л.]

7.     Старостина, Ю.А. Отношение дошкольников к матери, в связи с ее направленностью на форсирование их развития / Ю.А. Старостина // Психологическое благополучие современной семьи: материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием / под. ред. доктора психологических наук, профессора           Н.В. Нижегородцевой. — РИО ЯГПУ, Ярославль, 2016. — С. 160–161.        [0,15 п.л.]


Дата подачи заявления соискателем в диссертационный совет о принятии диссертации к рассмотрению: нет данных

Дата размещения автореферата на сайте Научно-консультативного совета: 26.04.2017

Дата размещения текста диссертации на сайте Научно-консультативного совета: 26.04.2017

Дата защиты диссертации, назначенная диссертационным советом: 27.06.2017


Author: unknown