Научно-консультативный совет
Российской академии образования   и
Российского психологического общества

Чалая, Е.В. Социально-педагогические условия формирования ценностного отношения к профессии учителя у студентов педагогических университетов республики Корея: дис. канд. наук: 13.00.01/ Чалая Елена Владимировна – М. – 2016. – 218 с.

Автор: Чалая Елена Владимировна

Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук

Научная специальность

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)

Социально-педагогические условия формирования ценностного отношения к профессии учителя у студентов педагогических университетов республики Корея

  • Содержание дисссертации
  • Публикации (ВАК)
  • Публикации
  • Процедура
  • En

Обсуждение названия диссертации:

Тема утверждена

Научная новизна (из автореферата)

1. Выявлены и проанализированы историко-культурные факторы и основные тенденции в модернизации педагогического образования, влияющие на становление педагогического образования в университетах Республики Корея:  повышение качества педагогического образования, перевод его в разряд высшего профессионального образования; государственная поддержка педагогических вузов и учителя; демократизация и децентрализация высшего образования; формирование системы переподготовки и повышения квалификации педагогов; диверсификация и специализация педагогического образования; уважительное отношение к образованию, образованным людям и учителю как носителю высокой нравственности и глубоких знаний; соединение интересов личности в самореализации и интересов национального развития; развитие автономии образовательных учреждений; создание изменяемой, разнообразной, гибкой системы образования и её управления.

2. На основе анализа нормативных документов, программ, пособий, официальных сайтов педагогических университетов и министерства образования Республики Корея выявлены социально-педагогические условия, влияющие на формирование ценностного отношения к педагогической профессии у студентов педагогических университетов Республики Корея: государственно-управленческие; социальные; культурные; педагогические. Основными направлениями реформирования образовательной системы представляются индивидуализация и диверсификация образования, стремление развивать собственную педагогическую науку с опорой на достижения западноевропейской и американской научных школ.

3. Раскрыто содержание компонентов аксиологического базиса педагогического образования (цели профессионально-педагогической деятельности, концептуальные ценности-средства профессионально-педагогической деятельности, ценности-знания профессиональной педагогической подготовки, ценности-отношения в сфере образования в Республике Корея, ценности-качества педагога) и определены социально-педагогические условия формирования ценностного отношения к педагогической профессии у студентов педагогических университетов Республики Корея.

4. Выявлена специфика и дана сравнительная оценка факторов, влияющих на формирование ценностного отношения к профессии учителя в России и Республике Корея. Показано, что педагогическое образование в Республике Корея сформировалось под влиянием конфуцианства, а затем ориентировалось на лучшие образцы японской, европейской и высшей школы США.  Основное отличие состоит в том, что аксиологические составляющие профессиональной педагогической подготовки учителя в Республике Корея синкретичны по своей сути и в целом соответствуют системе общественных ценностей, тогда как в Российской Федерации система педагогических ценностей не в полной мере коррелирует с ценностной макросредой. 

Заключение организации, в которой выполнена диссертация

Полный текст документа доступен по ссылке

Заключение диссертационного совета по диссертации

Полный текст документа доступен по ссылке

Место работы и должность научного руководителя в период рассмотрения диссертации в диссертационном совете

Коршунова Наталья Леонидовна – кандидат педагогических наук, доцент; доцент кафедры педагогики Школы педагогики ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет»

Место работы и должность официальных оппонентов в период рассмотрения диссертации в диссертационном совете

Джуринский Александр Наумович – доктор педагогических наук, профессор, академик РАО; профессор кафедры теории и практики начального образования Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» 

Малкова Наталья Вячеславовна – кандидат педагогических наук, доцент; доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО «Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова»

Текст автореферата

Полный текст документа доступен по ссылке

Текст диссертации

Полный текст документа доступен по ссылке

Диссертационный совет, в который представлена диссертация

Совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук Д 501.001.11 на базе МГУ имени М.В. Ломоносова (работал до сентября 2017 года)

Приказ уполномоченного органа исполнительной власти о выдаче диплома кандидата наук

Приказ Минобрнауки России от 7 ноября 2016 г. №1442/нк-11

Публикации в рецензируемых журналах, утвержденных ВАК

1      Чалая, Е.В. Ценности-отношения в сфере образования в Республике Корея / Е.В. Чалая // Высшее образование сегодня. – 2012. – №1. – С.30-33. (0,45 п.л.) [ИФ РИНЦ – 0,336]

2      Чалая, Е.В. Проблема формирования ценностного отношения к профессии «учитель» в Республике Корея / Е.В. Чалая // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2012. – №11. – С.198-202. (0,45 п.л.) [ИФ РИНЦ – 0,253]

3      Чалая, Е.В. Ценностные составляющие профессиональной педагогической подготовки учителей в Республике Корея / Е.В. Чалая // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2014. – №4 (145). – С.143-148. (0,53 п.л.) [ИФ РИНЦ – 0,253]


Научные публикации в других изданиях по теме диссертационного исследования

1      Чалая, Е.В. Социокультурные условия развития педагогического образования в Республике Корея / Е.В. Чалая // Материалы II Международной корееведческой конференции. Тезисы и доклады / Отв. ред. И.А. Толстокулаков. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2004. – С. 47-49. (0,19 п.л.)

2      Чалая, Е.В. Педагогическое образование в Республике Корея в свете процесса модернизации общества / Е.В. Чалая // Проблемы высшего педагогического образования в современных социокультурных условиях: Сб. научн. ст. Международной конференции. Уссурийск, 29-30 сентября 2004г. / Под ред. Н.Л. Коршуновой, А.М. Кулинец. – Уссурийск: Изд-во УГПИ, 2005. – С.25-27. (0,17 п.л.)

3      Чалая, Е.В. Статус учителя: Россия и Республика Корея (опыт сравнительного анализа) / Е.В. Чалая // Материалы III Международной корееведческой конференции. Тезисы и доклады / Отв. ред. И.А. Толстокулаков. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2005. – С.114 – 117. (0,3 п.л.)

4      Чалая, Е.В. Современная система педагогической подготовки в Республике Корея / Е.В. Чалая // Современное открытое образовательное пространство: проблемы и перспективы: материалы международной конференции, Екатеринбург, 27 – 29 марта 2007г. / ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т» –Екатеринбург: ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т»; Уральское изд-во, 2007. – С.133-135. (0,13 п.л.)

5      Чалая, Е.В. Содержание образования в педагогических вузах Республики Корея / Е.В. Чалая // Языковое образование в аспекте взаимодействия культур: Материалы II международной научно-практической конференции / Отв. редакторы: Т.Л. Копусь, О.П. Шевчук. – Уссурийск: Издательство УГПИ, 2007. – С. 132-136. (0,22 п.л.)

6      Чалая, Е.В. Ценностное отношение к педагогической профессии как категория педагогической аксиологии / Е.В. Чалая // «Интеллект-2008»: Сб. материалов Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных. В 2-х частях. Часть I/ Сост.: Сувейза В.В.; КРО НС «Интеграция». – Красноярск, 2008.  – С. 163-166. (0,3 п.л.)

7      Чалая, Е.В. Конфуцианство как один из источников формирования ценностей южно-корейского общества / Е.В. Чалая // Языковое образование в аспекте взаимодействия культур: Материалы III международной научно-практической конференции / Отв. редакторы: Копусь Т.Л., Шевчук О.П. – Уссурийск: Изд-во УГПИ, 2009. – С.176-182. (0,3 п.л.)

8      Чалая, Е.В. Ценности-цели образования в Республике Корея / Е.В. Чалая // Вестник Дальневосточного госуниверситета: психологические и педагогические науки. Педагогика и современные тенденции в развитии науки: материалы третьей сессии Дальневосточной секции Всероссийского семинара по методологии педагогики, посвященной 100-летию педагогического образования на дальнем Востоке и 55-летию УГПИ. Выпуск 3 / [под общ. ред В.И. Курилова] – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2010. – С. 346-351. (0,35 п.л.)


Дата размещения автореферата: 22.03.2016

Дата размещения автореферата на сайте Научно-консультативного совета: 22.03.2016

Дата защиты диссертации, назначенная диссертационным советом: 13.05.2016


Author: unknown